исхакый музее
Г.Исхакый үзе кайчан да булса аңа багышлап музей ачылар һәм халык үзенә күрә бер җилкенү белән экспонатлар туплау эшендәкатнашыр дип уйлап та карамагандыр. Ләкин шуңа да карамастан бүген Чистай районы Яуширмә авылында аңа багышланган музей эшләп килә. Музей турында фикер алышасыгыз килсә форумга рәхим итегез http://1878ishaki.okis.ru/forum/index.php
Музей г. Исхаки
422955, Кутлушкино с.,
Телефоны:
(84342) 34100
Вряд ли Гаяз Исхаки полагал, что потомки сполна воздадут ему за перенесенные лишения, что будут чтить и цитировать его запретные некогда труды, составлять родословную бывшего врага народа и трепетно собирать домашнюю утварь и одежду, которой пользовалась семья Исхаки.
Решение открыть в Кутлушкине музей Гаяза Исхаки поступило из Казани. Случилось это в 1992 году, как раз к тому времени профессор Ибрагим Нуруллин, первым из татарских земляков Исхаки, побывал на его могиле в Стамбуле и привез оттуда горсть земли. Эта горсть стала начальным экспонатом нового музея.
В Кутлушкине, правда, и раньше в местной школе действовал небольшой музейный уголок, посвященный Исхаки. Но хотелось чего-то более весомого и существенного, чтобы не стыдно было привозить высоких гостей.
И вот в Чистопольский край прибыла делегация казанских специалистов и чиновников, среди которых был и вице-премьер Ильгиз Хайруллин. Присмотрели пустующий, неплохо сохранившийся двухэтажный дом, в котором в начале века проживала с мужем Сайфутдином сестра Исхаки Фарида-бану. С ней Гаяз был особенно дружен, не раз останавливался в ее доме. Родительский же дом, где жили его отец - мулла Гилязетдин и мать Комария с детьми (всего их родилось одиннадцать, но взрослыми стали только пять), не сохранился. Выбор здания под будущий музей одобрил и занимавший в ту пору должность председателя Кутлушкинского сельсовета Наиль Вагизович Агзамов, впоследствии ставший директором музея Гаяза Исхаки.
Бывший купеческий дом тщательно отреставрировали. В советские времена его использовали то под библиотеку, то под магазин, то под сельсовет, а последние десять лет дом стоял заброшенный и никому не нужный. Между тем строился он почти сто лет назад с особой старательностью, кладка была фигурной, добротный кирпич купец Сайфутдин возил издалека. Человек он был зажиточный и уважаемый, строил с толком и с душой. Правда, этот каменный дом Сайфутдину скоро разонравился. И он велел построить рядом другой, деревянный. И жил в нем. Но тот дом не сохранился.
Для восстановления выбранного под музей здания, различных надворных хозпостроек (причем все должно быть натуральным, если баня - то в рабочем состоянии, если сеновал - то с пахучим сеном) потребовалось немало средств. Возрождением по полной программе занялось ремонтно-реставрационное управление Министерства культуры РТ. Сил приложили немало - только шпаклевать пришлось дважды, а сколько красить, белить, мудрить с кирпичной кладкой!
Естественно, скудный бюджет Кутлушкинского совета местного самоуправления не имел и сотой доли нужных финансовых средств, поэтому основную спонсорскую помощь новому музею оказали предприятия Чистополя. Всего 35 организаций помогали восстанавливать музей Г.Исхаки: кто забор соорудил, кто фонари поставил, кто дорожки выложил асфальтом, кто беседку выстроил, кто сарай сложил, кто сено завез. Одним словом, с миру по нитке - вышло одеяло. Да еще какое!
В Кутлушкино на торжественное открытие музея приехало много гостей, прибыл даже Президент РТ М.Ш. Шаймиев с подарком - большим красочным портретом Гаяза Исхаки.
В деревне то было Кутлушкино (то бишь в Яуширме)
Сначала я вдоволь налюбовалась домом купца Сайфутдина снаружи - таким игрушечно чистеньким, аккуратным, каких в жизни не бывает. А может, не бывает теперь, а раньше были. Потому что раньше иначе строили. На первом этаже дома, как и было положено в то время, купец открыл лавку, на втором поселился сам с семьей.
С некоторым волнением открыла тяжелую кованую дверь (говорят, она сохранилась практически в первозданном виде) и испуганно попятилась назад: за прилавком старинной лавки стоял молодой парень в татарской национальной одежде. Оказалось, не настоящий, а всего лишь кукла, но сделанная мастерски и похожа на старшего сына купца Сайфутдина Хайрахмана. Именно он выполнял здесь функции продавца в далеком 1910 году, когда отец выстроил этот дом, чтобы зажить в нем со своей новой молодой женой Фаридой (прежняя умерла).
Что бы такое в лавке купить? Может, свечей стеариновых или ланолино-глицеринового мыла от купцов Крестовниковых, или восточной халвы в железной коробке, или уж сразу самовар да старинный утюг на углях? Товары в лавке не камуфляжные, настоящие, начала ХХ века. Их доставили сюда из музеев Казани, Чистополя, собрали у жителей окрестных сел. Быть гидом по музею в тот день досталось его директору Наилю Вагизовичу Агзамову, а настоящий гид - научный сотрудник музея и учительница татарского языка местной школы Лилия Марселевна Фасхетдинова - была в отъезде.
Семья Гаяза Исхаки изображена на большой, во всю стену, картине на фоне родного села: строгая, усталая Комария - мать, затем сам Гаяз (Мухамметгаяз) - старший сын, похожая на мать, с серьезным выражением лица сестра Гайнельмарзия, брат Ахметхан, еще одна сестра Фарида, наконец, младшая - Халима. Никто не знает, как выглядел отец семейства Гилязетдин. Мулла по законам ислама не имел права на какое-либо изображение. По-разному сложились судьбы этих людей. Гайнельмарзия после того, как старший брат эмигрировал из России, 14 месяцев отсидела в Чистопольской тюрьме. Потом она уехала в Ташкент, забрав с собой мать. До сих пор в Ташкенте живет дочь Гайнельмарзии Сююмбике. Кстати, именно Сююмбике-апа передала в дар музею очень красивое старинное платье своей матери, посуду, которой та пользовалась.
Фарида-бану после смерти мужа Сайфутдина вышла замуж за революционера-большевика Гаяза Садыкова. Она похоронена в Чистополе, здесь до сих пор живет ее дочь Галия Сайфутдиновна. Самой печальной оказалась судьба Ахметхана. Он получил образование педагога, но, преследуемый большевиками из-за брата, не выдержал психологических пыток и покончил с собой. Уехала в Ташкент и младшая из сестер Халима, там же она и похоронена.
Ключ от тюремной камеры
Отец Гаяза Исхаки родом из Черемшанского района, приехал в Яуширму работать муллой в 1873 году. В том же году женился (Комария родом из Муслюмкино). Мухамметгаяз Исхаки родился 22 февраля 1878 года. Отец хотел сделать сына муллой. Три года Гаяз учился в медресе в Чистополе. Еще четыре года проучился в Казани в медресе, затем сам там учительствовал. Наконец, по собственной инициативе поступил в Татарскую школу учителей, которую окончил в 1902 году. Кстати, там Исхаки познакомился и подружился с известным революционером Хусаином Ямашевым. Правда, затем друзья разошлись по идейным соображениям, ведь Ямашев, как известно, был большевиком, а Исхаки - эсером, да еще с очень большими национальными претензиями. После учебы Исхаки уехал в Оренбург преподавать, но отец усиленно бомбардировал сына посланиями, в которых просил вернуться в родное село и заменить его, ибо здоровье стало плохим и ему трудно выполнять обязанности муллы.
Исхаки этого очень не хотелось, в ту пору он уже с головой окунулся в политику, его прочили в депутаты Государственной Думы от партии эсеров. Но сыновний долг оказался сильнее политических пристрастий. Исхаки вернулся в Яуширму и стал муллой. К тому времени он уже успел жениться, в 1905 году родилась дочь Сагадат. Но Исхаки вместо мирных религиозных проповедей повел революционную пропаганду. За что в 1906 году был привлечен к уголовной ответственности и посажен в Чистопольскую тюрьму. С таким клеймом Исхаки уже не мог быть избран в Госдуму.
В Кутлушкинском музее удалось во всех подробностях рассмотреть дверь от той самой тюремной камеры, в которой сидел Исхаки, даже посчастливилось повертеть в руках огромный ключ, которым эту дверь запирали и отпирали...
Затем последовала ссылка в Архангельскую область. Вернувшись оттуда, вновь взялся отстаивать права тюрков, утверждая, что мусульманский вопрос в России все больше начинает принимать международный характер, а потому не обойтись без создания суверенного мусульманского государства Идель - Урал.
Когда к власти пришли большевики, Гаяз Исхаки решил эмигрировать. Поехав в 1918 году на Версальскую конференцию в Германию, он навсегда покинул Россию. Где только не пришлось побывать Гаязу Исхаки - в Китае, Японии, Финляндии, Франции, Германии, Польше. В 1922 году к нему приехала дочь Сагадат, которую он очень любил (с женой Исхаки давно развелся и больше ни на ком не женился). Дочь не покидала отца до самой его смерти. В 40-е годы она вышла замуж за узбекского ученого, Исхаки вместе с молодыми уехал в Турцию.
Он об этом знал. И ждал
Находясь в эмиграции, Исхаки продолжал непримиримую борьбу с оппонентами, у него на все и на всех хватало сил и энергии. Его научно-публицистическая книга "Идель - Урал" издавалась в 1933 году в Берлине и в Париже на татарском, русском и французском языках, в 1934-м - в Токио на японском, в 1938-м - в Варшаве на польском. Эта работа посвящена роли тюркских народов Поволжья и Урала в истории, особенно в период революционных потрясений в России в первой четверти ХХ века. Не так давно стали доступны архивные материалы предварительного варианта этой книги.
В 20-е годы Исхаки попал в поле зрения польской разведки и имел с ней контакты с 1929 года. Об этом в статье "Вопросы истории тюркских народов первой четверти ХХ века в неопубликованных трудах Мухамметгаяза Исхаки", напечатанной в журнале "Гасырлар абазы" ("Эхо веков") в №3-4 за 2000 год, писал кандидат исторических наук Салават Исхаков. К сожалению, об этой деятельности Исхаки сказано вскользь, практически ничего. Между тем известно, что материалы на эту тему хранились в Особом архиве при Совете Министров СССР (ныне Центре хранения историко-документальных коллекций).
Думается, что в биографии Исхаки еще немало белых пятен. И если их "разукрасить" (да простит читатель такой каламбур), то есть заполнить пятна информацией, возможно, мы будем знать всю правду до конца. В любом случае Гаяз Исхаки был не просто великим бунтарем, но великим человеком, очень искренним и смелым.
Жители современного Кутлушкина получили в дар не просто прекрасный музей, напоенный историей, но и чудесный уголок для отдыха (рядом клуб), а также оригинальное место для раздумий о смысле жизни и бытия, о непредсказуемых изгибах истории, о времени, которое возвращается или возвращает нам то, что было незаслуженно изъято из жизни, насильно вычеркнуто, забыто. Такое ощущение, когда смотришь на портрет Гаяза Исхаки, вглядываешься в его прищуренные, холодные и умные глаза, что он об этом знал. И ждал. Знал и ждал, что еще вернется на родную землю.
...Сказочный ажурный мостик напротив дома купца Сайфутдина ведет к деревянной беседке. По мостику хочется не пройти, а быстро и легко пробежать, чтобы попасть в другое измерение, в Кутлушкино, в Яуширму начала ХХ века. А чуть поодаль, когда строили музей, хотели возвести и мечеть. Но в селе уже была одна мечеть. Да и средств на новую пока не хватает.
Прекрасный музей, очень интересный и богатый. Но посетителей здесь маловато. Свои, местные, в музее уже по нескольку раз перебывали, а добираться до Кутлушкина сложно - от Чистополя надо километров пятнадцать ехать по Казанской трассе, а потом еще примерно столько же в сторону. Между прочим, была идея построить музей в Чистополе, где всегда много туристов, особенно летом, и где на музей был бы очень большой спрос. Но родина-то у Гаяза Исхаки в Кутлушкине.
Людмила КАРТАШОВА., Михаил КОЗЛОВСКИЙ (фото).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк